Мир требует справедливого мира для Украины
На этой неделе ООН была центром мировой дипломатии, и многие министры иностранных дел прибыли в Нью-Йорк. Главной целью было обсуждение и голосование по резолюции Генеральной Ассамблеи, которая привлекает основное внимание к вопросу о том, кто несет ответственность за войну в Украине, а также излагает принципы справедливого мира.
В среду на чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи Украина представила текст резолюции, и я выступил от имени стран-членов ЕС. Я подчеркнул, что война – это не «европейский вопрос», она затрагивает основные глобальные принципы, такие как суверенитет, территориальная целостность и право стран жить в условиях свободы и безопасности. Все будут чувствовать себя в меньшей безопасности в мире, где незаконное применение силы каким-то образом будет нормализовано.
«Ясно, что мир хочет мира и что украинцы заслуживают мира. Но не просто мира, – сказал я, – мы хотим справедливого мира, основанного на международном праве и соблюдении Устава ООН». Поддержка Украины и поиск мирного решения идут рука об руку. Это не «или-или», а «и».
На следующий день резолюция была вынесена на голосование. Это был ключевой момент для каждого члена ООН – сделать так, чтобы его голос был услышан. Честно говоря, было много спекуляций о том, сможем ли мы достичь такого же уровня поддержки, как и у предыдущих резолюций ГА ООН по Украине (резолюция с осуждением агрессии в феврале 2022 года и резолюция о незаконных аннексиях в октябре 2022 года). Они были приняты большинством в 141 и 143 голоса соответственно. Есть ли «усталость от Украины» и недовольство «двойными стандартами» среди стран так называемого Глобального Юга, как утверждали некоторые? Сможет ли Россия ослабить поддержку своими кампаниями дезинформации? В итоге результат оказался впечатляющим: 141 «за», 7 «против», 32 воздержались. Россию поддержали только Беларусь, КНДР, Эритрея, Мали, Никарагуа и Сирия – довольно примечательный клуб...
Итоги голосования оказались крайне успешными и ясно дали понять, что мир хочет, чтобы война прекратилась – и прекратилась сейчас же. Это было голосование за справедливый мир в Украине и за отстаивание международных принципов в условиях систематических атак со стороны России. Это также был успех дипломатии ЕС: мы сыграли ключевую роль в Нью-Йорке, а также провели информационную работу по всему миру при хорошем уровне координации между странами ЕС. На встрече с прессой после голосования я был рад, что ко мне присоединились многие министры иностранных дел стран ЕС, присутствовавшие в Нью-Йорке: тем самым мы показали, что это был коллективный успех «команды Европы».
На следующий день, когда исполнился ровно год с начала войны, состоялось специальное заседание Совета Безопасности, на котором снова присутствовали многие министры. Открыл заседание Генеральный секретарь Гутерриш, который не стал подбирать слова, четко заявив, что вторжение России было незаконным и является прямым нарушением Устава ООН. Он рассказал об ужасных последствиях этой войны, в первую очередь для украинцев, но также и для всего мира, с растущими ценами на продовольствие, энергоносители и удобрения. Он напомнил о четком призыве к справедливому миру, о котором говорится в резолюции ГА ООН, принятой днем ранее.
Министр иностранных дел Украины Кулеба напомнил всем о российской лжи, которая предшествовала вторжению, и об ужасах, которые за этим последовали. Он отметил, как и почему Украина сопротивляется и будет и дальше сопротивляться при поддержке всех своих партнеров. Победа Украины будет означать также победу международного права, Устава ООН и закрепленных в нем принципов. Он призвал почтить память жертв в Украине минутой молчания. Все встали, кроме российской делегации. Они сказали, что согласны только на поминовение всех жертв – и только после этого присоединились к остальным присутствующим в знак уважения.
После этого 13 членов Совета Безопасности повторили многие тезисы, высказанные Генеральным секретарем, с понятными нюансами. Россия, со своей стороны, разразилась очередной тирадой, смешав необоснованные обвинения с историческими выдумками. Это лишь еще раз показало, что российское руководство живет в параллельной вселенной. Китай представил свой «документ с изложением позиции» по политическому урегулированию. Это не совсем мирный план, он в основном повторяет известные пункты позиции Китая, некоторые из которых мы разделяем, но там отсутствуют важные тезисы. Конечно, мы проанализируем этот документ, но уже сейчас ясно, что ключевая проблема заключается в том, что он толком не проводит различия между агрессором и жертвой, ставя стороны на один уровень.
Я в свою очередь подчеркнул два момента: почему выбранная Россией война – это важный для всех нас вопрос и как мы должны прийти к миру, опираясь на резолюцию ГА ООН и мирный план Президента Зеленского. Я также подтвердил, что ЕС твердо намерен отстаивать международное право повсюду и что мы продолжим нашу глобальную работу, цель которой – уменьшить страдания и достичь мира во всем мире.
Более широкая картина
Эти три дня в Нью-Йорке подтвердили давно звучащие слова о том, что ООН – это довольно хорошее зеркало состояния мира. Если мы посмотрим не только на Украину, то станет ясно, что глобальные кризисы накапливаются, а глобальный ответ либо блокируется, либо надекватен. Не хватает лидерства и единства. Война, развязанная Россией, и напряженность между Китаем и США рвут ткань того, что мы часто называем «международным порядком, основанным на правилах».
Но в равной степени подавляющее большинство стран по-прежнему надеются на ООН в поисках решений. Как и мы, они хотят видеть многосторонние действия. Многие из них видят потенциал в усилении роли ЕС. Они рассматривают нас как более предпочтительного партнера, будь то в качестве противовеса Китаю или более надежного и последовательного партнера, чем США. Они считают нас более верными международным нормам и многосторонней системе и более внимательными к интересам развивающегося мира.
Многие также видят международную систему, которую они считают устаревшей, парализованной и неравноправной. Они хотят более активных действий в сфере климатического финансирования, реформирования многосторонних банков развития, чтобы управлять рисками, более эффективно снижать долговое бремя и проводить реструктуризацию, а также более широкого представительства Африки в глобальном процессе принятия решений, включая «Большую двадцатку», Совет Безопасности и бреттон-вудские институты. Многие надеются, что ЕС поможет выполнить хотя бы некоторые пункты из этого длинного списка. Скорость, с которой мы отреагировали на пандемию или на начало войны в Украине, рассматривается многими как пример той приверженности, которую они хотят видеть в решении других неотложных вопросов.
Нам нужно хорошо подумать, что мы можем сделать еще в рамках этой более широкой повестки дня. ЕС проявил гибкость в отношении SDRs и продемонстрировал лидерство в решении проблемы «потерь и ущерба» на Конференции ООН по климату (COP27). Но как нам продвинуть реформу глобальной финансовой архитектуры, которая была бы более справедливой, честной и эффективной? Мы не должны забывать, что речь идет не только о солидарности, но и о нашем «просвещенном эгоизме» и геополитическом позиционировании. Я включу эти вопросы в повестку дня предстоящей в марте неформальной встречи министров развития стран ЕС, чтобы совместно выработать дальнейшие шаги.
Кроме того, мы должны постоянно напоминать людям о том, как много ЕС делает для поддержки ООН во всем мире. Когда другие отказываются от многостороннего подхода, мы продолжаем инвестировать в многосторонние решения проблем повсеместно, финансово и политически. По этой причине я был рад рассказать Совету Безопасности в четверг о полном спектре сотрудничества ЕС и ООН.
Я отметил наш послужной список: мы коллективно вносим самые большие суммы в бюджет ООН; мы крупнейший источник государственного климатического финансирования, на эти цели мы выделяем 23 миллиарда евро в год; более 5000 наших женщин и мужчин участвуют в 21 операции по урегулированию кризисов на трех континентах, всегда работая с ООН в качестве основного партнера. Последние миссии, которые мы запустили, – это партнерская миссия в Нигере и еще одна в Армении.
Не так много кризисов, в урегулировании которых мы не принимаем активного участия, и ни один другой партнер не оказывает более систематическую поддержку работе ООН, чем мы. Конечно, если судить по потребностям, этого всегда недостаточно, но это уже кое-что, и, возможно, больше, чем нам обычно приписывают.
Я покидаю Нью-Йорк, воодушевленный твердой решимостью и поддержкой, которую мир продемонстрировал Украине. Но я также убежден, что существует более широкая глобальная повестка, в рамках которой мы должны быть более проактивными и внимательными к растущим потребностям и ожиданиям мира, охваченного кризисами.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ В БЛОГЕ
“A Window on the World” – by HR/VP Josep Borrell
Blog by Josep Borrell on his activities and European foreign policy. You can also find here interviews, op-eds, selected speeches and videos.