Экономическая безопасность: новый горизонт политики ЕС в области иностранных дел и безопасности
В текущей геополитической обстановке, важнейшей характеристикой которой является нарастание технологической конкуренции, границы между экономикой и безопасностью все больше стираются. Суть экономической безопасности заключается в применении экономических мер и инструментов в целях безопасности. Такие потрясения, как пандемия COVID-19 и российская агрессивная война против Украины, привлекли наше внимание к неизбежным рискам чрезмерной экономической зависимости. Такие риски — если их должным образом не контролировать — могут поставить под угрозу функционирование наших демократических обществ и экономических систем, ограничивая нашу способность действовать. По сути, это вопрос свобод и суверенитета.
Эта новая парадигма экономической безопасности во многом определяется стратегическим соперничеством Китая с США и проблемой, которую оно создает для европейской экономики и безопасности. И действительно, любые виды связей могут быть использованы другими странами в качестве «оружия» для получения преимуществ или достижения своих экономических или геополитических интересов, к примеру, путем принуждения, рыночных манипуляций или намеренного нарушения цепочек поставок. В последнее время мы видим это в наших отношениях с Россией и Китаем.
Европейская система экономической безопасности должна строиться на наших собственных целях
Поэтому для ЕС крайне важно разработать систему экономической безопасности, основанную на его собственных целях и интересах, чтобы максимизировать преимущества традиционной открытости экономики Европы, которую мы хотим сохранить, минимизируя при этом риски, связанные с чрезмерной зависимостью и уязвимостью. Мы не стремимся ограничить развитие или благосостояние какой-либо страны и не должны способствовать ни нарастанию фрагментированности мировой экономики, ни возможной реализации самоисполняющегося пророчества о разделении мира на два экономических блока.
Мы знаем, что достижение экономической безопасности может потребовать тонкой балансировки. Поэтому нужно быть очень избирательными и руководствоваться базовыми принципами соразмерности и точности.
Однако мы хотим обеспечить достаточную подготовленность ЕС к защите собственной безопасности и интересов. Мы знаем, что это может потребовать тонкой балансировки: устранение рисков создает свои собственные риски. Поэтому нужно быть очень избирательными и руководствоваться базовыми принципами соразмерности и точности».
Некоторые из наших стран уже начали действовать, приняв меры по устранению стратегической зависимости в части важнейших видов сырья и других закупаемых материалов или приняв национальные меры по борьбе с угрозой утечки стратегически важных технологий. Однако ни у одного государства ЕС не получится обеспечить свою экономическую безопасность в одиночку.
У ЕС уже есть ряд различных инструментов защиты экономической безопасности путем скрининга прямых иностранных инвестиций, контроля экспорта, применения недавно утвержденного Инструмента противодействия принуждению и ограничительных мер в рамках Общей политики ЕС в области иностранных дел и безопасности. Кроме того, ЕС разрабатывает такие новые инструменты как закон о микрочипах, закон о нулевых чистых выбросах в промышленности и закон о стратегическом сырье.
Почему стоит применять все наши соответствующие инструменты сообща
Разрабатывая эту новую стратегию экономической безопасности, мы обосновываем необходимость мобилизации политической воли, чтобы применять все наши соответствующие инструменты сообща и очень согласованно. В этом заявлении мы составили открытый список рисков, требующих внимательного отслеживания:
- риски жизнеспособности цепочек поставок, в том числе в области энергетической безопасности;
- риски физической и кибербезопасности важнейших объектов инфраструктуры;
- риски, связанные с безопасностью и утечкой технологий;
- риски использования экономической зависимости в качестве оружия и риски экономического принуждения.
Следующим шагом будет точная оценка этих рисков для вывода о том, позволит ли нам их ограничить эффективное применение уже имеющихся инструментов или потребуются новые. Эта оценка, подлежащая пересмотру каждые шесть месяцев, — далеко не просто техническая процедура, поскольку затрагивает тонкие вопросы и может иметь обширные последствия для двухсторонних отношений ЕС с третьими странами.
В части возможных новых инструментов поднималась тема контроля исходящих инвестиций. В этом вопросе мы ступаем на новую для себя территорию, и единого мнения среди стран ЕС на эту тему пока нет. Наращивание европейской системы экономической безопасности не может быть заложено в какой-то единожды принятый документ. Его следует рассматривать как процесс, неизбежно требующий определенного времени для достижения согласия между странами ЕС и предполагающий участие частного сектора и различных учреждений ЕС. Четкое распределение обязанностей и установление нужных схем управления ходом реализации этой стратегии будет и важно, и сложно.
Наращивание европейской системы экономической безопасности следует рассматривать как процесс, неизбежно требующий определенного времени для достижения согласия между странами ЕС.
Новая система экономической безопасности не требует изменения полномочий Европейского Союза, но определенно требует смены методов работы. Нам часто указывают на то, что мы слишком много работаем разобщенно, а сотрудники разных генеральных директоратов Комиссии, ЕСВС и стран-членов ЕС должны сотрудничать плотнее. Столкнувшись со сложной задачей обеспечения экономической безопасности, мы больше не можем взаимодействовать с партнерами отдельно по коммерческим вопросам, а отдельно — по вопросам безопасности и международных отношений. Любые отношения должны строиться с учетом аспекта политики безопасности, и нам нужно срочно реорганизоваться соответствующим образом.
Активизировать сотрудничество с третьими странами по вопросам экономической безопасности
Нам также придется более активно сотрудничать по вопросам экономической безопасности с третьими странами. Разумеется, эти темы обсуждаются и в других экономически лидирующих странах мира, а также между ними. Сделанное в мае прошлого года лидерами «Группы семи» на тему экономической безопасности и жизнестойкости заявление нацелено на выстраивание тесного сотрудничества в таких сферах как создание жизнестойких цепочек поставок и важнейших объектов инфраструктуры, а также борьба с экономическим принуждением, вредоносными практиками в цифровой среде и утечкой стратегических и новейших технологий, представляющих собой угрозу для международного мира и безопасности. И мы начали тесно сотрудничать в этих вопросах с единомышленниками из «Группы семи». Однако работать в этом направлении нужно с максимально широким кругом партнеров.
Необходимо вести углубленные обсуждения вопросов экономической безопасности с другими международными партнерами, чтобы не допускать недоразумений и ненужных телодвижений. Мы действительно являемся и остаемся решительными сторонниками открытого миропорядка, основанного на правилах. Мультилатерализм у нас в ДНК.
Необходимо вести углубленные обсуждения вопросов экономической безопасности с другими международными партнерами, чтобы не допускать недоразумений и ненужных телодвижений.
Необходимо оперативно адаптироваться к более опасной обстановке. Однако, чтобы реально укрепить экономическую безопасность, нужно адаптировать свои действия аккуратно, чтобы не дестабилизировать отношений с иностранными партнерами. Будучи Верховным Представителем ЕС и заместителем Председателя Европейкой Комиссии, в обязанности которого входит координирование политики в области международных отношений и безопасности между странами ЕС, Советом и Комиссией, я посвящу основную часть оставшегося мне срока этой тонкой балансировке. Это, несомненно, предстоит и тем, кто сменит меня в этой должности в предстоящие годы.
“A Window on the World” – by HR/VP Josep Borrell
Blog by Josep Borrell on his activities and European foreign policy. You can also find here interviews, op-eds, selected speeches and videos.