This isn't an official website of the European Union

Совет по иностранным делам: Выступление Верховного Представителя ЕС Жозепа Борреля перед прессой по итогам заседания

14.10.2024
Люксембург
EEAS Press Team

Добрый вечер!

Мы начали заседание Совета по иностранным делам с доклада украинского Министра иностранных дел Андрея Сибиги о положении дел на фронте. Министр прокомментировал ряд элементов «Плана победы», который на следующем заседании Европейского Совета представит Президент Зеленский. Мы обсудили «Формулу мира» и пути ее реализации.  

Укрепление политических и военных ресурсов Украины стратегически поможет склонить Путина к переговорам, хотя это, должен признать, пока представляется неблизкой перспективой. 

Мы обсудили «Формулу мира», обсудили военную поддержку, поскольку считаем, что нельзя путать мир с капитуляцией.  

В этом году мы наблюдаем резкий рост жертв среди мирного населения Украины, а также ударов России по объектам энергетической и портовой инфраструктуры и средствам экспорта зерна [судам]. Только сегодня российские баллистические ракеты были выпущены по нескольким зарубежным гражданским судам. Так что проблема экспорта зерна возвращается.

Россия нападает на суда, которые до этого свободно ходили по коридорам от Одессы до края Черного моря. 

К сожалению, судя по всему, экспорт зерна снова [ставится под угрозу] военными силами России.  

Нельзя позволить Путину подвергать опасности мировую продовольственную безопасность; нельзя, чтобы ему удалось использовать зимние холода в качестве оружия. Как я уже неоднократно говорил, он планирует погрузить Украину во мрак и стужу, а потому прицельно бьет по объектам энергетической инфраструктуры. В прошлом году ему это не удалось. Не должно удаться и в этом. 

Мы также заслушали [сообщение] Специального посланника [ЕС] по вопросу санкций Дэвида О'Салливана о недавно принятых мерах борьбы с обходом санкций. Обход санкций позволяет российской военной машине продолжать работать. 

В борьбе с обходом санкций есть успехи, однако они определенно должны быть гораздо масштабней. Мы слишком часто видим, как электронные детали западных марок продолжают [применяться] в российской военной технике. Вскрывая российские орудия, мы находим электронную начинку западных производителей.  

Борьбу с обходом санкций нужно продолжать, причем начиная с собственных территорий. Дело не только в странах, где обход санкций совершается путем параллельного импорта; все начинается еще у нас. Необходимо устрожить проверки со стороны компаний, экспортирующих важнейшие компоненты в третьи страны. 

Необходимо ввести больше санкций против теневого флота России. Способность России экспортировать углеводороды тоже продлевает войну, а численность теневого флота позволяет России продолжать экспортировать нефть и по достижении лимитов. Ценовой коридор растет. Так что ждем предложений по усилению санкций против таких судов. 

Кстати, мы [недавно] утвердили новый санкционный режим, который будет применяться к гибридной деятельности России против Европейского Союза. Сегодня Совет принял санкции в связи с поставками иранских баллистических ракет в Россию. По-моему, против семи физических и семи юридических лиц. Это первые санкции [принятые] против Ирана в связи с поставкой им баллистических ракет. 

Совершенно необходимо обеспечить украинские вооруженные силы лучшими ресурсами. Они под большим давлением по всей линии фронта, причем с лета эта линия еще удлинилась. Нужно и далее предоставлять украинским вооруженным силам ресурсы и расширять нашу обучающую миссию [МВП ЕС для Украины]. Мы продлим срок полномочий Миссии военной помощи ЕС [для Украины] еще на два года. Надеюсь,  мы придем к соглашению о продлении. 

Нам также нужно наконец-то прийти к соглашению по моим предложениям о разблокировке средств Европейского фонда мира (ЕФМ) / Фонда помощи Украине. У нас уже почти получилось. Я обещал, что мы постараемся найти способ, и не могу сказать, что это [сделано] уже на 100%, но почти сделано. Уверен, что мы — все страны ЕС — придем к полному согласию по моему последнему предложению.  

Я также обещал Министру Сибиге, что до сложения своих полномочий съезжу в Украину, но не хочу ехать, пока не достигнуто соглашение о разблокировке средств ЕФМ для Украины. Собственно говоря, они уже и не для Украины, а для стран ЕС, которые уже оказали Украине военную поддержку и ждут компенсации.  

Далее мы [обсудили] ситуацию на Ближнем Востоке. 

Ближний Восток находится на грани полномасштабной войны, [с его] дальнейшим ростом напряженности, убийствами, разрушениями и военными столкновениями. Вы это знаете; и мы — с самого начала — осуждаем ХАМАС, осуждаем «Хезболлу», иранские удары — и совершенно справедливо. Но нужно также четко понимать, что делает руководство Израиля, а это похоже на твердое намерение достичь своих военных целей, и очень высокой ценой. 

Нужно добиться длительного прекращения огня, немедленно, в Газе и в Ливане. Утром, во время наших бесед в Совете, был нанесен удар по еще одной деревушке на юге Ливана и погибло около 20 человек. А «Хезболла» должна перестать направлять ракеты по Израилю, несущие смерть и увечья израильтянам. 

Однако израильские военные в Ливане недавно перешли еще одну опасную черту. Бомбардировка израильскими силами обороны миротворцев ООН была единогласно осуждена Европейским Союзом, а сегодня министры подтвердили свою полную поддержку Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ). Никто не просит вывести ВСООНЛ из страны. И кстати, все должны понимать, [что] решение о выводе или оставлении ВСООНЛ в стране принимает не Генеральный секретарь ООН [Антониу Гутерриш]. Это решает Совет Безопасности ООН.

Так что израильские чиновники, обвиняющие Генерального секретаря [Антониу] Гутерриша в невыводе ВСООНЛ, видимо, не знают, что это решение принимает не Генсекретарь, а Совет Безопасности. А сегодня у нас ни одно государство-член ЕС за вывод ВСООНЛ не высказывалось. Так что если им не нужно уходить, то нужно оставаться. А если нужно оставаться, то оставаться безопасно. За последние четыре дня ранено четыре солдата ВСООНЛ. Намеренно ли? Ну, израильские силы могут сказать, что случайно, но как бы то ни было, это совершенно неприемлемо. 

Министры сегодня вновь подтвердили, что всецело поддерживают ВСООНЛ, а также Ближневосточное агентство Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), которому грозит опасность — возможно, смертельная — в результате принятия нового израильского законопроекта.  

Мы просим [Европейскую] Комиссию немедленно выдать БАПОР в ближайшие дни очередной транш помощи ЕС. Так что мы полностью поддерживаем ВСООНЛ, полностью поддерживаем БАПОР, а также всецело поддерживаем их деятельность и необходимое им финансирование. Все министры просили Комиссию ускорить предстоящий платеж в адрес БАПОР. 

Нельзя бросать Ливан. Нельзя бросать страну, которая находится на краю пропасти. Ливан и его жители дорого платят за израильские военные операции. Цифры говорят сами за себя: 1,2 млн человек — 20% населения Ливана, 20% всех живущих в Ливане— уже подверглись принудительному перемещению. Сами понимаете, в каких условиях. 400 000 вернулись через границу в Сирию — и явно не добровольно. Еще почти 2 500 убиты. 

Ливан подвергается бомбардировкам. Бейрут подвергается бомбардировкам— и это грозит превратить Ливан во вторую Газу. А ливанцы точно ни в чем не виноваты, ведь север Израиля сразу после начала войны в Газе [начала] бомбить «Хезболла».  

Те 70 000 человек, израильтян, которым пришлось покинуть свои жилища, конечно, должны иметь возможность вернуться домой. Но то же право есть и у 1,2 млн ливанцев. Проблема в том, что, когда они захотят [это сделать], если они когда-нибудь смогут вернуться, то возвращаться будет некуда, потому что на юге Ливана все уже будет уничтожено. По всем данным — спутниковым данным и видеозаписям — видно, что города и гражданская инфраструктура полностью разрушены. 

Настаиваю: Ливан бросать нельзя. Ливанцы, ливанские политические лидеры должны приложить свою часть усилий, но им нужна большая поддержка — экономическая, политическая, гуманитарная, а также военная. Ведь в конечном счете, когда наступит перемирие, ливанской армии придется контролировать границу и присутствовать на юге страны. Конференция, которая пройдет на следующей неделе в Париже, станет важной площадкой, где можно будет объединить международное сообщество в поддержку Ливана. 

Сейчас все следят за Ливаном о ждут израильской реакции на действия Ирана, но не стоит забывать о гуманитарной ситуации в Газе. Сейчас в сектор поступает наименьший объем гуманитарной помощи с начала войны. Сегодня кандидат в президенты США Камала Харрис сказала, что за последние две недели в Газу не завозилось продовольствие. Объем потребностей огромен, 400 000 [людей] [снова] приказали уйти с севера, но идти им некуда, они в ловушке этой бойни. Им приказывают уйти под страхом такой же бомбардировки, какой подверглись больницы и школы в лагере беженцев «Джебалия». И вчера на севере Газы снова бомбили больницы, школы, убежища и мирных людей. Мирные жители там в ловушки, под перекрестным огнем ХАМАСа и Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа), их обязывают уйти, но безопасных мест, куда можно было бы уйти, просто нет.  

Поэтому мы вновь призываем к прекращению огня, освобождению заложников без выдвижения требования и полному соблюдению гуманитарного права, но боюсь, что гуманитарное право погребено под руинами Газы. В Газе уже убито 40 000 человек, и я боюсь, что гуманитарное право тоже стало одной из жертв этой войны. 

Министры согласились с тем, что нужно срочно оказать помощь Палестинской национальной администрации. Комиссия подтвердила, что ведется работа по обеспечению оперативного выделения третьего транша пакета экстренной помощи. О БАПОР я уже говорил.  

Министры также обсудили санкции против проявляющих насильственный экстремизм поселенцах Западного берега реки Иордан, а также лиц, обеспечивающих их незаконную деятельность, подрывающую перспективы реализации модели двух государств. Как вам известно, я вносил собственные предложения на эту тему. Я призвал страны ЕС поскорее прийти к соглашению, поскольку рабочие группы ведут обсуждение. 

В Совете [по иностранным делам] все министры подчеркнули полную поддержку Генерального секретаря ООН [Антониу Гутерриша] и деятельности ООН. Важно отметить, что нападки на Генерального секретаря Советом были отвергнуты, отражены, отклонены.  

К сожалению, во всем мире идет подрыв международного гуманитарного права. Это нужно предотвратить. На этом настаивают страны ЕС, еще до лета запрашивавшие обсуждение вопроса о соблюдении Израилем международного гуманитарного права в соответствии с решениями Совета ассоциации Израиль-ЕС. Так что я предложил полностью обсудить эту тему на следующем заседании Совета по иностранным делам, поскольку боюсь, что Совет ассоциации раньше этого не соберется. Ситуация определенно весьма удручающая.  

Мы отлично пообщались с [Министром иностранных дел Великобритании] Дэвидом Лэмми — всего через 100 дней после формирования нового правительства Велокобритании. Это символ нашего нового партнерства с Великобританией и стремление к более тесному сотрудничеству, особенно в сфере безопасности и обороны. 

Мы едины в призыве к прекращению огня в Газе. Мы, Великобритания и ЕС, согласны в том, что для прекращения серьезной эскалации на Ближнем Востоке нужно реализовать модель двух государств как единственный шанс на мир.  

Для развития нашего стратегического сотрудничества сегодня утром мы с Министром [иностранных дел Великобритании Дэвидом] Лэмми решили каждые шесть месяцев проводить двухсторонний внешнеполитический диалог. Мы также будем проводить регулярные совещания по таким темам как российская агрессия против Украины, Азиатско-Тихоокеанский Регион и Западные Балканы.  

Как сказал Министр иностранных дел [Великобритании Дэвид Лэмми], «Прошлое не изменить. Уже принятых решений не отменить, но думаю, что сегодня мы приняли новый подход к будущему». Нашему общему будущему в сотрудничестве, особенно в сфере безопасности и обороны. 

Мы в Совете также отметили и вновь подчеркнули большую важность, придаваемую Европейским Советом стратегическому партнерству ЕС с Марокко. Это длительное, широкое и глубокое партнерство. Между нами крепкая дружба и прочное многогранное сотрудничество, которые мы намерены поддерживать и наращивать в ближайшие месяцы. Мы отметили [решение] Европейского суда о маркировке продовольственных товаров и овощей, поступающих с территории Западной Сахары. На эту тему мы сделали заявление от имени Комиссии и меня как Верховного представителя. Позвольте напомнить вам содержание этого Совместного заявления: «В тесном сотрудничестве с Марокко Европейский Союз твердо намерен и далее укреплять наши тесные связи и партнерство во всех сферах». 

И наконец, мы обсудили ситуации в Молдове и Грузии. В обеих странах в ближайшие недели [состоятся] важные выборы.  

Молдова проявляет значительные успехи в продвижении к членству в ЕС, несмотря на усиливающиеся попытки запугивания со стороны России. Мы видим, что Россия не жалеет сил, чтобы подорвать электоральные процессы путем гибридных атак и массовых незаконных подкупов избирателей. Мы воздаем должное стойкости молдавских властей перед лицом таких беспрецедентных трудностей и продолжим оказывать им помощь. 

В Грузии картина мрачнее. Недавние действия, заявления и предвыборные обещания правящей партии уводят страну с европейского курса и свидетельствуют о повороте к авторитаризму. Поэтому процесс вступления страны в ЕС de facto приостановился. 

Вам известно, что решила [Европейская] Комиссия по доступу к европейскому финансированию. Давайте дождемся парламентских выборов, которые станут лакмусовым тестом для грузинской демократии и перспектив вступления страны в Евросоюз.

Обсуждали мы и другие вопросы, которые, к сожалению, не имеют столь высокого веса в европейской политической повестке дня, например, обстановку в Судане и странах Африканского Рога. Прокомментировали мы и ситуацию в Венесуэле. 

Это, как мне кажется, хорошее резюме сегодняшних обсуждений. 

Ссылка на видео

 

Peter Stano
Lead Spokesperson for Foreign Affairs and Security Policy
+32 (0)460 75 45 53
Pedro FONSECA MONIZ
Press Officer for Foreign Affairs and Security Policy
+32 (0)2 291 38 76
+32 (0)460 76 14 96
Gioia Franchellucci
Press Officer for Foreign Affairs and Security Policy
+32 229-68041