This isn't an official website of the European Union

Совет по иностранным делам: выступление Верховного Представителя ЕС Жозепа Борреля на пресс-конференции

26.06.2023
Люксембург
EEAS Press Team

Всем добрый день,  

Сегодняшнюю работу мы, конечно, начали с оценки случившегося на выходных в России прерванного вооруженного восстания — думаю, события конца недели логично называть именно так. Это бы вооруженное восстание, главным действующим лицом которого была ЧВК «Вагнер», и оно было прервано. Ситуация остается сложной и непредсказуемой.  

Непредсказуемой она была с самого начала, таковой остается, и мы сохраняем бдительность и намерение продолжать плотную координацию с партнерами — 27 странами ЕС и соседними государствами. 

Эти события показали — по меньшей мере — ослабление российского государства, а также личного авторитета Путина, [а также] появление трещин в политической системе. Сначала Россия была для нас угрозой, потому что ее сила создавала опасность и представляла собой потенциал вторжения в мирные соседние страны — что и случилось, —  а теперь риски создают уже внутренняя политическая нестабильность и шаткость крупной ядерной державы. 

Сначала Россия была угрозой потому, что была сильной и обладала влиянием, а теперь становится риском потому, что, возможно, вступила в период политической нестабильности и внутренней шаткости. 

Однако вывод из наших обсуждений ясен, и я снова его повторю: нам нужно как никогда активно поддерживать Украину. Нужно и дальше расширять поддержку — во всех направлениях, в особенности военном, поскольку война бушует как никогда раньше. 

Министр иностранных дел [Украины Дмитрий] Кулеба рассказал нам о ситуации на местах, и мы поговорили о том, как удовлетворить и закрыть их насущные потребности, а также долгосрочные [потребности]. 

Мы вновь подтвердили готовность поддерживать Украину, существенно увеличив поставки техники и подготовку военных, чтобы сделать все для поддержки контрнаступления, которое ведет Украина.

Во-первых, мы утвердили столь необходимое расширение бюджета Европейского фонда мира (ЕФМ) на €3,5 млрд. Но тут нужно сразу оговориться, что это средства не только для Украины. Они пойдут на все направления работы Европейского фонда мира, в том числе в Африке, на Западных Балканах и везде, где мы поддерживаем своих партнеров. 

Вопрос принятия 8-го пакета помощи Украине до сих пор не решен. Я лично буду работать со всеми сторонами над его скорейшим решением, поскольку этот пакет помощи Украине остается жизненно важным.  

[Есть] хорошие новости по [Миссии [ЕС] по военной помощи [Украине]: миссия обучила уже 24 000 украинских военнослужащих. И целевой показатель в 30 000 [обученных военнослужащих] до конца этого года определенно будет достигнут. 

Так что наша поддержка, в том числе долгосрочная, вполне заметна.  

Мы сыграем свою роль в содействии обеспечению безопасности в долгосрочной перспективе, чтобы помочь Украине в самообороне, предотвратить возможные в будущем акты агрессии и попытки дестабилизации. Мы продолжим оказывать военную помощь [наращивая потенциал собственного оборонного комплекса], посредством обучающих миссий и трансфера технологий. 

Но мы, безусловно, будем стремиться к миру. Для этого мы продолжим международную работу по выработке комплексного, справедливого и долгосрочного мира для Украины в соответствии с принципами Устава [ООН]. [Прошедшая на прошлых выходных в Дании встреча] также стала важным моментом консолидации поддержки такого справедливого и долгосрочного мира со стороны наших международных партнеров. 

Мы вновь подтвердили, что поддерживаем украинскую «формулу мира» и стремимся обеспечить [ей] широчайшую поддержку. [Европейской] службе внешних связей (ЕСВС) — и лично мне — придется проделать большую работу, много работы, чтобы обратиться к миру за поддержкой Украины и справедливого, честного и прочного мира.

Следующей важной темой для нас были отношения Европейского Союза с Латинской Америкой и странами Карибского бассейна. Вы знаете, что 17-18 июля в Брюсселе пройдет Саммит [ЕС-ЛАКБ]

Для нас это стратегическая необходимость. В текущей геополитической обстановке нельзя полагаться только на традиционные связи. Нужно выводить сотрудничество на новый уровень. 

Мы обменялись мнениями по поводу Новой повестки ЕС по отношениям со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, которую мы с Комиссией предложили совместно. 

Мы обсудили приоритеты Саммита: как вместе отстаивать Устав ООН; обновить наше политическое партнерство, завершить работу над соглашениями или, по крайней мере, придать этой работе новый импульс; активизировать инвестирование в рамках стратегии «Глобальный портал» и бороться с общемировыми проблемами; осуществлять экологические и цифровые преобразования, но при этом еще бороться с неравенством, с незаконным оборотом наркотиков, с высоким уровнем насилия в латиноамериканских странах, содействовать устойчивому развитию; а также пересмотреть международную финансовую систему.  

Мы институционно оформим регулярный структурированный двухрегиональный диалог, чтобы следить за ходом работы и обеспечить реализацию поставленных на Саммите задач.

Затем мы провели ежегодное обсуждение стратегии цифровой дипломатии [и] приняли выводы по итогам заседания Совета.

Очевидно, что цифровое пространство и контроль над технологиями быстро становятся важнейшей ареной геополитической борьбы. Это вопрос не только технологических экспертов, но [и] министров иностранных дел, поскольку идет геополитическая борьба.  

Этот вопрос также связан с экономической безопасностью и защитой самой структуры нашего общества и демократии.  

Безопасность сегодня стала многомерным понятием, и цифровая безопасность — часть экономической. 

Мы сошлись во мнении о важности роли Европейского Союза в формировании мирового свода цифровых правил в отношении важнейших технологий, начиная с искусственного интеллекта. Мы должны сохранять нормотворческий статус, но для этого нужно быть одной из ведущих технологических держав.  

Нужно расширить и активизировать возможности, предоставляемые «Глобальным порталом», особенно в Африке, а также в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, где доступ к широкополосной связи имеет менее 50% населения. 

Как вам известно, мы открыли офис в Кремниевой долине и создаем Торгово-экономические советы с Индией и США

И наконец, у нас состоялся долгий обмен мнениями по вопросу Сербии и Косово. Я доложил министрам об итогах кризисных [встреч], проведенных мной в Брюсселе совместно с Президентом [Сербии Александром] Вучичем и Премьер-министром [Косова Альбином] Курти в прошлую пятницу, 22 июня, с целью поиска решений. Мы попытались обсудить сбалансированный план выхода из кризиса, но, к сожалению, по итогам встречи немедленных прорывов сделано не было. 

Страны ЕС — я [это] подчеркиваю — обратили внимание на свою серьезную обеспокоенность сохранением напряженности на севере Косова и на важность деэскалации поведения сторон в соответствии с нашим заявлением от 3 июня.  

В последние минуты встречи мы приветствовали освобождение трех сотрудников косовской полиции, удерживавшихся в Белграде. Страны ЕС, если понадобятся, примут меры для повышения переговорного веса Европейского Союза и поддержки диалога в интересах нормализации. 

Позвольте подчеркнуть, что в четырех северных районах необходимо провести выборы с безусловным участием косовских сербов и обе стороны должны проявить готовность выполнять обязательства, принятые в ходе диалога.  

Стран ЕС по-прежнему готовы принимать дальнейшие меры при отсутствии прогресса. И они правомерно указали на то, что от будущих членов ЕС мы ожидаем европейского поведения.  

Мы в ближайшие дни продолжим взаимодействовать с обеими сторонами, но страны ЕС готовы активно действовать и поддерживать нашу работу. 

Мы также обсудили ситуацию в Тунисе и недавний визит Председателя [Европейской] Комиссии [Урсулы фон дер Ляйен], а также Премьер-министров Италии и Нидерландов [Джорджи Мелони и Марка Рютте]. 

Мы поддержим Тунис в этой сложной социально-экономической ситуации. Мы предложили комплексный пакет мер сотрудничества в поддержку Туниса, который должен быть утвержден Советом для укрепления стабильности в стране. Но этот пакет также должен приниматься с точки зрения прав человека — Совет должен утвердить предложение [Европейской] Комиссии. Но должно учитываться соблюдение прав человека [и] достойное отношение ко всем мигрантам. Это базовые обязательства для нашего партнерства, и это будет четко обозначено на встрече нашего Совета по ассоциации, которую я готов провести до конца года — во второй части года, после лета. Именно в такой парадигме должны решаться эти вопросы. 

Так что да — поддержка, экономическая, но при условии достойного отношения о всем мигрантам и соблюдения прав человека. 

Спасибо. 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 

В: Помимо России, обсуждали ли вы сегодня Беларусь? Потенциальные последствия появления [Евгения] Пригожина в Минске, если это случится, и будет ли это основанием для введения новых санкций? И второе: когда Вы говорите, что готовы с удвоенной силой поставлять технику и обучать военных, значит ли это, что обучающая миссия может быть расширена сверх изначальной цели 30 000 человек? 

Ответ на второй вопрос — определенно да. Как я уже говорил, даже после окончания этой войны нам нужно будет поддерживать Украину в развитии ее обороноспособности, как в промышленном, так и в военном плане. Так что это долгосрочная задача. Наша миссия очень быстро движется к достижению первоначально поставленных целей, но война продолжается, и мы продолжим наращивать объем поддержки украинской армии в этом и других аспектах. 

Нет, честно говоря, мы не очень учитывали местонахождение главы ЧВК «Вагнер». Этот вопрос не обсуждался.

Ссылка на видео

Nabila Massrali
Spokesperson for Foreign Affairs and Security Policy
+32 (0) 2 29 88093
+32 (0) 460 79 52 44