This isn't an official website of the European Union

Нет, время не на стороне России

Блог Верховного Представителя ЕС — Российские власти регулярно заявляют, что российская экономика не сильно пострадает от западных санкций и время будет на стороне России в ее агрессивной войне против Украины. Однако эти идеи не выдерживают критики. Наши санкции уже значительно ослабили российскую экономику, и по мере продолжения Россией агрессивной войны перспективы страны становятся все незавиднее.

К настоящему моменту в ответ на агрессивную войну России против Украины Европейский Союз единогласно утвердил 13 пакетов санкций, что стало его крупнейшим санкционным шагом. Применение этих санкций проходит в тесной координации со множеством партнеров-единомышленников. Однако за последние месяцы мы часто слышали, что эти беспрецедентные санкции, возможно, не действуют. Особенно активно это мнение высказывалось после заявления российских властей о росте ВВП страны в 2023 году на 3,6%.

К официальным данным путинской России необходимо относиться с осторожностью

Во-первых, в такой автократической стране, как Россия, где нет свободы информации и нет сдержек и противовесов, всегда нужно с большой осторожностью относиться к официальным данным. Экономическая статистика под таким же подозрением, как и результаты последних президентских выборов. Во-вторых, с самого начала было маловероятно, что российская экономика рухнет после вторжения в Украину. В последние два года мы постоянно подчеркиваем, что действие наших санкций не будет мгновенным и что они призваны ослабить способность России поддерживать военные действия в среднесрочной перспективе — что и начинает происходить.

Бюджетные расходы РФ

Image
Russia fiscal expenditures.

Источник: Федеральное казначейство РФ

Рост оборонных статей бюджета РФ

Image
Russia defence budget on the rise

Зарегистрированный в 2023 году в России экономический рост стал классическим результатом политики «военного кейнсианства», уже наблюдавшегося в 1930-х годах в Германии.

За счет 70-процентного увеличения оборонных расходов бюджета на 2024 год по сравнению с предыдущим годом порядка 30% всего российского бюджета и 6% ВВП страны официально уходят на оборону, причем существенная часть дополнительных расходов еще и засекречена. Военные расходы и расходы на безопасность вернулись к советскому уровню.

Российскую экономику двигает взрывной рост оборонных расходов

Российскую экономику двигает взрывной рост этих оборонных расходов, включая высокие выплаты военнослужащим и семьям погибших в Украине, особенно представителям этнических меньшинств в бедных регионах. Эта динамика отражается и в перекосах региональных бюджетов: субъекты с развитым ВПК или соседствующие с Украиной демонстрируют более высокие экономические показатели за счет связанной с войной деятельности.

Такому авторитарному режиму, как путинская Россия, сравнительно легко перенаправить экономику на рельсы военного производства, пусть даже за счет больших отрицательных последствий для остальных отраслей. Переход к военной экономике неминуемо означает сокращение расходов на образование, здравоохранение, соцзащиту, дороги, объекты гражданской инфраструктуры, энергосистемы… Эта переориентация уже негативно отражается на жизни многих рядовых россиян, что, в частности, заметно по многочисленным сбоям систем теплоснабжения в некоторых российских городах этой зимой. И если война продолжится, станет еще хуже. 

Российский экспорт ископаемого топлива

Image
Russia fossil exports

Источник: CREA, 2024

Счет текущих операций платежного баланса РФ

Image
Russia current account $bn

Источник: CSR, 2024

Наши санкции уже бьют по карману России. С весны 2022 года доходы российской экономики от экспорта ископаемого топлива сократились вдвое из-за европейского эмбарго на уголь и нефть, а также потолка цен на экспортную нефть, согласованного «Большой семеркой». Мы никогда не стремились помешать России экспортировать ископаемое топливо, ведь это спровоцировало бы серьезный кризис на мировых рынках энергоносителей. Мы хотели существенно сократить доходы России от этого экспорта, чего и добились. Об этом свидетельствуют торговые показатели: Россия, будучи одним из крупнейших экспортеров ископаемого топлива, обычно имела огромный профицит текущего счета платежного баланса, но за последние два года он упал почти до нуля.

Уровень инфляции в РФ

Image
Russia inflation rate

 

Источник: Федеральная служба государственной статистики, 2024

В России высокая инфляция

В 2022 году российская экономика ощутила и резкий скачок инфляции, в основном из-за западных санкций. В первой половине 2023 года инфляция значительно ослабла, но с середины года снова набрала обороты. Сейчас среднегодовой темп инфляции в России превышает 8% (для сравнения: в еврозоне инфляция 2,6%). В особенности это актуально для цен на продовольствие — например, яйца, продукт первой необходимости для многих россиян, в 2023 году подорожали на 40%. Доля затрат на питание в бюджете среднестатистической российской семьи превысила 30%.

Курс российского рубля к евро

Image
Rouble to Euro conversion rate

Источник: Google, 2024

С весны 2022 года наблюдается и стабильное снижение курса рубля. Девальвация удорожает импорт. Чтобы приостановить падение российской валюты и новый скачок инфляции, ЦБ РФ был вынужден резко поднять ключевую ставку, теперь составляющую 16% годовых, т. е. в 3,5 раза больше ключевой ставки ЕЦБ. Огромные военные расходы, удорожание импорта и проблемный рынок труда означают, что инфляция в России и дальше будет повышенной, а значит, Центробанк будет вынужден завышать ключевую ставку.

При этом уверенность инвесторов в будущем российской экономики так мала, что российские власти вынуждены выпускать десятилетние ОФЗ с доходностью почти 14% годовых (в еврозоне средняя доходность гособлигаций — 2,9%). Из России уже утекло много капитала, и даже те страны, которые Россия считает «дружественными», не торопятся делать ставки на будущее России.

При таких ключевых ставках сильно страдает частное инвестирование в стране, а само государство едва может позволить себе заимствования. Как следствие, нехватка инвестиций еще больше подорвет экономические перспективы России.

Борьба с обходом санкций

То, что наши санкции частично обходятся, — общепризнанный факт. В частности, это делается путем экспорта продукции соседним с Россией странам и последующего ре-экспорта ее в Россию. В ответ на это мы вместе с партнерами по «Большой семерке» постоянно работаем над ограничением возможностей такого обхода, чтобы привлекать к ответу всех задействованных в цепочках поставок субъектов, в особенности участвующие в таких операциях банки. Эти усилия становятся все более эффективными. И даже несмотря на частичный обход санкций России стало гораздо сложнее получать товары, необходимые ей для ведения войны, особенно высокотехнологичную продукцию.

Сейчас Россия получает лишь малую толику необходимого и по гораздо более высоким ценам, чем до февраля 2022 года.

Эти трудности уже отражаются в официальной российской статистике. Доля инвестиционных расходов в национальных счетах России с начала агрессивной войны против Украины подскочила более чем на 20%, но это не признак стремительной модернизации российской экономики. Наоборот, фактический объем инвестиций, вероятно, значительно сократился. А скачок в инвестиционных расходах отражает резкий рост цен на средства производства, которые России еще удается импортировать. 

Контракты России на запуск космических объектов почти на нуле

Image
Russia's launch contracts fall to almost zero

Источник: Джонатан Макдауэлл, planet4589.org

Несмотря на способность российского авторитарного режима массово перенаправить национальную промышленность на производство оружия и боеприпасов, его зависимость от таких стран, как Иран и КНДР, в части беспилотников, боеприпасов и ракет для ведения войны также отражает системную слабость промышленности, усугубляемую западными санкциями. Производство автомобилей в России упало до половины довоенного уровня. Космическая отрасль, когда-то составлявшая гордость страны, в серьезном кризисе. Воздушные перевозки стали довольно опасными из-за недостаточного уровня техобслуживания, обновления программного обеспечения и дефицита запчастей.

Серьезный кризис на российском рынке труда

Кроме того, в стремительно стареющей стране, население которой сокращается с 2000 года, отток сотен тысяч квалифицированных молодых специалистов с февраля 2022 года в совокупности с мобилизацией, гибелью или инвалидностью сотен тысяч человек из-за развязанной Россией войны спровоцировало в России глубокий кризис на рынке труда. Чтобы справиться с кризисом, российские власти открыли двери мигрантам из Центральной Азии. Однако после трагического теракта в «Крокус Сити Холле», ответственность за который взяло на себя ИГИЛ, многие из этих мигрантов депортируются на родину, что еще больше усугубляет в России нехватку рабочей силы.

Из-за войны с Украиной российская экономика стала еще более сырьевой, чем раньше, причем торгует сырьем зачастую по сниженным ценам и в обмен на средне- и высокотехнологичные товары. Китай пользуется этой слабостью России, чтобы подешевле скупать ее нефть и экспортировать в нее побольше своих товаров, делая ее все более зависимой от своего крупного соседа. В настоящее время порядка 50% российского импорта поступает из Китая.

Наши санкции значительно ослабили экономику России

В общем, представление о том, что российская экономика останется неуязвима к западным санкциям и время в этой агрессивной войне играет на руку России, не выдерживает критики. Если мы будем делать все необходимое для дальнейшей экономической и военной поддержки Украины, в особенности в части боеприпасов, то она сможет победить. Россия же, несмотря на втрое большую численность населения, на самом деле уже значительно ослаблена нашими санкциями. И со временем их действие будет ощущаться все больше по мере сокращения человеческих ресурсов, снижения объема и качества инвестиций и лишения России передовых технологий, необходимых для будущего.

HR/VP box
HR/VP Josep Borrell cartoon

“A Window on the World” – by HR/VP Josep Borrell

Blog by Josep Borrell on his activities and European foreign policy. You can also find here interviews, op-eds, selected speeches and videos.