Мюнхенская конференция по безопасности: четыре задачи геополитической повестки дня ЕС
Атмосфера в Мюнхене в этом году была особенно серьезной. С двумя войнами у порога и многими другими пороховыми бочками по всему миру все наконец-то осознали, что Европа в опасности, что я и говорил два года назад, представляя «Стратегический компас».
В первый день конференции мы узнали о подозрительной смерти в сибирской исправительной колонии Алексея Навального, которого там потихоньку убивал Президент Путин. Я встретился с его женой и пригласил ее на заседание Совета по иностранным делам в прошлый понедельник, на котором мы почтили память Алексея Навального, а она рассказала нам о текущей политической обстановке в России.
Во время пребывания в Мюнхене я также обсудил самые неотложные мировые и двусторонние вопросы с Антониу Гутерришем, Генеральным секретарем ООН, Густаво Петро, Президентом Колумбии, Ван И, Министром иностранных дел Китая, Субраманьямом Джайшанкаром, Министром иностранных дел Индии, Хаканом Фиданом, Министром иностранных дел Турции, а также американским сенатором Крисом ван Холленом. С сербским Президентом Вучичем и Премьер-министром Косова Курти мы на отдельных встречах обсудили пути снижения напряженности — увы, безуспешно.
В ходе других встреч я обсуждал ситуацию на Ближнем Востоке с Наджибом Микати, Премьер-министром Ливана, Принцем Фейсалом, Министром иностранных дел Саудовской Араваии, Самехом Шукри, Министром иностранных дел Египта, Ясемом Мохаммедом Альбудаи, Генеральным секретарем Совета по сотрудничеству в Персидском заливе, и Эспеном Эйде, Министром иностранных дел Норвегии. Мы сосредоточились на теме прекращения боев в Газе, освобождения заложников, преодоления гуманитарной катастрофы в Секторе Газа, предотвращения распространения конфликта в регионе и эффективной реализации модели двух государств.
На пленарной сессии я также изложил свои представления о «Следующей геополитической повестке ЕС». Хотя наши приоритеты постоянно корректируются текущими событиями, главными на повестке сейчас остаются четыре вопроса: агрессивная война России против Украины и вновь разгоревшаяся война в Газе, непосредственно ставящие под угрозу безопасность ЕС. Неотложных действий требуют и два других, более системных вопроса: налаживание отношений с так называемым «Глобальным Югом» и укрепление нашего потенциала в области безопасности и обороны.
Более широкая и оперативная поддержка Украины
По Украине: прошло уже два долгих года с тех пор, как Россия, действуя как империалистическая и колониальная держава, начала агрессивную войну против Украины. Украине приходится вести затяжную и ожесточенную войну, с растущим числом жертв с обеих сторон. Нельзя позволить России извлечь выгоду из агрессии. Если Путин победит, это будет очень опасным знаком для всего мира, что якобы сильные страны могут в одностороннем порядке менять границы.
Эта война поставила нас в положение, требующее подхода, абсолютно отличающегося от подхода мирных времен. Нужно перейти к большей гибкости, решительности и сосредоточенности. Если мы недостаточно оперативно поведем себя в ближайшие месяцы, Украина рискует потерять позиции. Нужно поддерживать Украину больше и делать это быстрее, особенно в части поставок артиллерийских снарядов. Они нужны уже сейчас, а не через несколько месяцев. Сейчас вопрос уже не в нехватке производственных мощностей, а в недостатке финансирования и заказов.
Мы видим новый тип войны, напоминающий одновременно об окопах Первой мировой и о роботах «Звездных войн». Ее исход определяют технологии, особенно беспилотники и искусственный интеллект. Нужно найти способы предоставить Украине новейшие технические разработки. Во время последнего визита в Украину меня очень впечатлили заводы по производству беспилотников, которые в посетил. И для себя нам нужно делать выводы из этого нового вида войны и больше вкладывать в оборонные инновации.
Нам также нужно предоставить Украине долгосрочные гарантии безопасности. Страны ЕС уже подписывают соответствующие двусторонние соглашения, и мы сделаем то же на уровне ЕС. Мы продолжаем работу по созданию специального Фонда помощи Украине в рамках Европейского фонда мира, чтобы гарантировать стране долгосрочную военную поддержку. Однако важнейшая гарантия безопасности, которую ЕС может дать Украине, - это членство в ЕС. На заседании Европейского совета в прошлом декабре дорога к этому была открыта, и нужно сохранять полную серьезность намерений в этом отношении.
Прекращение боев в Газе и реализация модели двух государств
На Ближнем Востоке ставки для безопасности ЕС также очень высоки. Если мы не сможем поспособствовать прекращению рукотворной гуманитарной катастрофы в Газе и реализации модели двух государств, этот конфликт рискует привести к пожару во всем регионе. Для Европы последствия этого будут глубокими во многих отношениях: миграция, терроризм, внутренняя напряженность, энергетический кризис, перебои в судоходстве, как мы уже видим в случае с Красным морем…
В свете текущей крупной гуманитарной катастрофы прекращение боев в Газе, разумеется, самая неотложная задача. Однако очень тревожна обстановка и в Восточном Иерусалиме, и на Западном берегу реки Иордан. Уровень насилия против палестинцев, и до того очень высокий, с 7 октября резко вырос. Западный берег кипит, и если БАПОР придется прекратить поддержку палестинцев, то, возможно, близится крупный взрыв. На самом деле Западный берег и Восточный Иерусалим — основные препятствия к реализации модели двух государств. В поисках политического решения на будущее нужно смотреть не только на Газу, но и на все оккупированные палестинские территории.
Сможет ли ЕС сыграть роль в установлении мира в регионе и наконец-то реализовать модель двух государств, за которую мы выступаем уже более 30 лет? Я уверен, что да. Это не только возможно, это наша обязанность и в наших интересах. Мы уже работаем со многими важными силами в регионе, в частности, в рамках Инициативы Дня мира, запущенной еще до 7 октября. Однако для успеха нужно больше сплоченности, как мы сплотились в поддержку Украины. По Ближнему Востоку наши взгляды больше разнятся, и многие страны ЕС, видимо, предпочитают придерживаться собственных стратегий.
Арабские страны готовят новую мирную инициативу, и в последнее время мы много общаемся с нашими арабскими партнерами, в том числе на заседании Совета по иностранным делам в январе и на МКБ. Мы ждем их официального предложения, а потом нужно объединить усилия для эффективной реализации модели двух государств. Без четких перспектив для палестинцев по прекращению оккупации и созданию их собственного государства на Ближнем Востоке не будет мира, а для Израиля не будет реальной безопасности. В долгосрочном периоде безопасность не обеспечивается одними военными средствами.
Налаживание связей с «Глобальным Югом»
Третий стратегический вопрос, стоящий сейчас на нашей повестке дня, касается наших отношений со странами так называемого «Глобального Юга». Я понимаю, что термин «Глобальный Юг» включает в себя самые разные реалии, однако он представляет собой реальный вопрос. Если существующие геополитические трения будут и дальше развиваться в направлении «Запад против всех», будущее Европы рискует быть незавидным. Эпоха доминирования Запада действительно определенно закончилась. Теоретически это уже было понятно, но мы не всегда делаем из этой новой реальности все соответствующие практические выводы.
Сочетание агрессивной войны против Украины и войны в Газе значительно повысило этот риск, как мы видим в последнее время в Сахеле и других регионах Африки. На «Глобальном Юге» многие обвиняют нас в двойных стандартах. России удается обращать эту ситуацию в свою пользу, хотя ее агрессивная война против Украины — типично империалистская и колониалистская. Нам нужно опровергать такую риторику, но бороться с проблемой нужно не только словами: в ближайшие месяцы мы должны предпринять огромные усилия по восстановлению доверия наших партнеров.
Укрепление нашего оборонного потенциала и оборонной промышленности
И последний, но не менее значимый вопрос: необходимо значительно укрепить наш потенциал в области безопасности и обороны. Разумеется, нам нужно, в частности, быть готовыми к длительному периоду напряженности в отношениях с Россией, которая в ближайшие месяцы может захотеть активизировать политические и военные провокации против стран НАТО. Этот вопрос за последние четыре года уже стал основным в моей работе: как Верховный представитель, я отвечаю не только за единую политику ЕС в области иностранных дел и безопасности, но и за единую политику в области безопасности и обороны, и с 2019 года я много работаю на этом втором направлении.
До российской агрессии против Украины мы запустили «Стратегический компас» — новую стратегию безопасности и обороны ЕС, потому что я был уверен, что «Европа в опасности». Тогда никто не замечал и не понимал тяжести положения. А теперь европейская оборона снова в центре обсуждений, и не только на МКБ. Что логично.
За последние годы я не раз объяснял, что Европа прошла долгий период молчаливого разоружения, постепенно растеряв военный потенциал, а наша оборонная отрасль опасно сократилась. Теперь мы начали исправлять эту тенденцию. Последние 10 лет наши оборонные бюджеты снова растут. А с начала российской агрессивной войны мы начали перезапуск оборонной промышленности: потенциал производства артиллерийских снарядов увеличился на 40%. Это еще далеко не все, но мы движемся в правильном направлении.
Нужно продолжать эту работу в сотрудничестве с нашими основными партнерами, особенно США. Последние месяцы напомнили нам о важности НАТО для нашей коллективной обороны, а также о необходимости укреплять европейскую базу, как того просят американские друзья. Уровень будущего участия США в европейской безопасности пока неясен, и нужно быть готовыми к различным сценариям. Независимо от результата американских выборов ясно, что в будущем все больше придется полагаться на собственные силы.
Я понимаю, как трудно тратить больше на оборону, когда везде в Европе такая сложная социально-экономическая ситуация. Понятно, что десятилетиями мы предпочитали масло пушкам. Но если мы не сможем защищаться, то рискуем потерять не только масло, но и свободу с демократией.
Чтобы максимизировать действенность наших усилий, нужно решительно активизировать координацию во избежание ненужного задвоения усилий, устранить пробелы в обороне и повысить оперативную совместимость. Мы давно об этом говорим, а теперь наконец-то нужно это сделать.
Это также требует укрепления и повышения жизнестойкости европейской оборонной промышленности. Поэтому, в соответствии с поручением Европейского Совета, я как Верховный представитель, ответственный за единую политику в области безопасности и обороны, и Глава Европейского оборонного агентства вместе с Комиссией в ближайшие дни представлю новую стратегию европейской оборонной промышленности, направленную на увеличение промышленного и технологического потенциала нашей оборонной промышленности.
Мы отлично поработали с Членом Европейской Комиссии Бретоном, занимающимся нашей промышленной экосистемой, в том числе оборонной. На будущее можно назначить отдельного члена Европейской Комиссии для этого промышленного сектора, хотя существует сильная взаимозависимость с другими промышленными и технологическими секторами.
Согласно нашим Договорам, однако, сама оборонная политика остается в исключительной компетенции стран ЕС и только страны ЕС могут иметь армии и оборонный потенциал. Наша задача на уровне ЕС и моя задача как Верховного представителя ЕС, ответственного за единую политику в области безопасности и обороны, заключается не в том, чтобы создать «единую европейскую армию», а в том, чтобы согласованно мобилизовать национальные армии для более эффективной борьбы с общими проблемами.
Мы должны сделать так, чтобы они сотрудничали лучше, были более оперативно совместимыми, нужно избегать задвоений, устранять недостатки, а при необходимости они должны быть в состоянии проводить совместные операции. За время пребывания в должности я учредил семь таких миссий ЕС, в частности, последняя была запущена в прошлый понедельник для защиты свободы судоходства в Красном море.
Работа по укреплению нашего оборонного потенциала и оборонной промышленности только началась. Нужно ускорить ее и сделать упор на сотрудничестве, чтобы у ЕС и его стран были средства для реализации наших амбиций как геополитического игрока.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ В БЛОГЕ
“A Window on the World” – by HR/VP Josep Borrell
Blog by Josep Borrell on his activities and European foreign policy. You can also find here interviews, op-eds, selected speeches and videos.